nordriegel (nordrigel) wrote,
nordriegel
nordrigel

Category:

Отчеты по Цимлянскому плацдарму. Июль 1942

NARA T-313 R-356 F-031/033
Отчет группы Градля о броске от Морозовской к Цимлянской 16.7.42
КП 29-й моторизованной дивизии 30.7.1942

В 4.25 16.7 дивизия приняла радиограмму XXXXVIII танкового корпуса с задачей - силами отряда преследования прорваться к Цимлянской и захватить плацдарм через Дон.
После переброски находившейся в 30 км севернее Морозовской боевой группы Градля и поиска для нее горючего по всей дивизии, эта боевая группа в качестве отряда преследования в 11.00 выступила из Морозовской в направлении Цимлянской. Из-за отсутствия карт ей был дан только эскиз местности.
Быстро продвигаясь, не встречая вражеского сопротивления, около 14.00 боевая группа достигла Чертковского, рассеяла там небольшие вражеские колонны и устремилась дальше к Цимлянской.
Смелым и быстрым ударом был разгромлен один вражеский батальон, выставленный для охранения Цимлянской. Было взято 400 пленных, уничтожено или захвачено 9 минометов, 3 тяжелых пулемета, 1 орудие, 3 бронеавтомобиля, 4 зенитки, 100 грузовиков и тракторов,1 Т-34, 1 КВ-1, 4 самолета.
Около 19.00 было продолжено наступление на переправу в 9 км юго-восточнее Цимлянской. Из-за крайне топкой и болотистой дороги к переправе, которая шла через заросли, добраться к ней удалось только командиру мотоциклетного батальона с 15-20 спешенными мотоциклистами. Мост был забит автомашинами, лошадьми и повозками. Без оглядки на многократно превосходящего противника, командир батальона со своей кучкой людей прорвался на противоположный берег и захватил там небольшой плацдарм. Из-за заболоченной дороги боевая группа не могла перебросить к северному берегу Дона даже отдельные танки или тяжелое вооружение. Из-за сильного натиска противника, а также израсходования боеприпасов, около 22.00 командир мотоциклетного батальона вынужден был оставить южный берег.
В ходе марша на Цимлянскую боевая группа поддерживалась с воздуха отдельными истребителями, а при действиях в Цимлянской, на переправе и южном берегу до наступления темноты - образцово несколькими штурмовиками и тяжелыми истребителями.
Указанный ход боевых действий не дает никаких оснований для упреков в ненадлежащей поддержке со стороны Люфтваффе. Боевая группа за 7 часов преодолела 105 км, быстрой атакой уничтожила и захватила в плен батальон противника и смелым ударом прорвалась через запруженный транспортными средствами всех видов мост.
В интересах продолжения прекрасной совместной работы с VIII авиакорпусом, дивизия считает, что ошибки Люфтваффе не могут быть объяснены немедленно через личные ощущения или расспросы. Тут к примеру, нельзя не вспомнить случай, когда 21.7 командиры XXXXVIII танкового и VIII авиационного корпусов разыскивали командный пункт дивизии.
В остальном же, дивизия напоминает, что Люфтваффе уже три раза наносили удары по собственным передовым линиям, несмотря на всю необходимую их маркировку, дымы и световые сигналы: 4.7.42 - у Заломной по артдивизиону III./A.R.29, 5.7.42 - после занятия Острогожска по КП дивизии, мотоциклетному и танковому батальонам и артполку, 11.7.42 - перед Мешковым по II-му батальону 15-го моторизованного полка. Потери от налетов своей авиации составили 45% всех потерь за эти дни.
Чтобы не нарушать хорошее взаимодействие с VIII авиакорпусом, дивизия подает соответствующие донесения в вышестоящие инстанции с некоторым интервалом.


NARA T-313 R-356 F-059/068
Оперативный обзор действий 29-й моторизованной дивизии на Цимлянском плацдарме
4-я танковая армия 28.8.1942

14.7
В ночь на 14.7 в танковую армию поступило указание из группы армий "А" - как можно скорее направить боеспособные части для того, чтобы захватить переправы через Дон у Константиновской и Цимлянской и постараться прервать железнодорожное сообщение Сальск-Сталинград. 29-я моторизованная дивизия своими передовыми частями при слабом сопротивлении противника прорвалась к Морозовской и вошла в этот населенный пункт, где встретила вражескую оборону.
15.7
На основании указания группы армий, утром 15.7 4-я танковая армия отдала приказ XXXXVIII танковому корпусу - организовать преследование отходящих на юг от Морозовской к Цимлянской колонн противника силами минимум одного подвижного отряда и захватить там переправу. По имеющейся на тот момент информации, перед армией находились беспорядочно отступающие части противника, поэтому их преследование небольшими силами было оправдано.
16.7
Отряд преследования выступил утром 16.7,так как в течение 15.7в Морозовскую подходили новые силы дивизии и проводилась зачистка населенного пункта. К этому времени в первый раз проявил себя дефицит горючего, который потом оказывал влияние на все решения и передвижения.
В 18.00 16.7 авангард отряда преследования достиг Цимлянской и смог отбросить здесь слабого противника. 16.7 29-я моторизованная дивизия южнее и севернее Цимлянской атаковала противника с западного направления и перекрыла его маршруты. Из-за полностью размокших от прошедшего накануне дождя дорог и вышеуказанной нехватки горючего, в Цимлянской оказался небольшой отряд сил, у которого не хватало тяжелого вооружения и, прежде всего, саперов. По этой причине окончательная зачистка северного берега Дона от врага, сохранившего небольшой плацдарм, не была проведена.
17.7
После подхода тяжелого вооружения и саперов 17.7 вражеский плацдарм на северном берегу Дона был устранен. Захват в рукопашном бою находившегося там моста через реку окончился неудачей из-за сильного гарнизона противника на южном берегу, с артиллерией и ракетными установками. Стало понятно, что южнее Дона нет отступающего врага, а появились новые силы, которые приготовились к ожесточенной обороне южного берега. Через взятых пленных и трофейные документы было установлено, что в районе Цимлянской и западнее заняла оборону 91-я красная дивизия, переброшенная сюда с Северного Кавказа. Подход свежих сил противника южнее Дона замедлял развитие операции.
Форсирование Дона было запланировано после похода главных сил 29-й моторизованной дивизии.
Вечером 17.7 4-ятанковаяармия отдала приказ XXXXVIII танковому корпусу - форсировать Дон, прорваться к линии железной дороги Сальск-Сталинград и перерезать ее. Развитие обстановки, однако, ставило под сомнение успех рейда небольших сил к железной дороге.
18-20.7
Из-за ненастной погоды, которая продолжалась до 19.7, все дороги стали полностью непроходимы, и это значительно затруднило переброски 29-й моторизованной дивизии и совершенно остановило снабжение горючим. После улучшения погоды 19.7 дивизия до вечера 20.7 проводила сосредоточение таким образом, чтобы утром 21.7 приступить к форсированию. Задержка из-за погоды сыграла на руку неприятелю. Авиаразведка, а также повышение интенсивности огня с южного берега, свидетельствовали о постоянном усилении противника. Несмотря на это, корпус и дивизия были убеждены в успехе операции.
21.7
Под прикрытием обманных маневров юго-восточнее Цимлянской, которые заставили противника стянуть сюда свои главные силы, уже рано утром 21.7 дивизии удалось форсировать Дон и захватить небольшой плацдарм силами примерно двух батальонов юго-западнее Цимлянской. В течение дня этот плацдарм был расширен до линии Богучар-Попов-"Кирхдорф" на Дону. Здесь сопротивление противника, в т.ч.при поддержке танков, усилилось настолько, что нечего было и думать о немедленном ударе небольшими силами к железной дороге у Ремонтной. Все переправленные войска к этому моменту были введены в бой с целью удержания захваченного плацдарма на полосе примерно 12 км. Мостовые колонны, из-за плохой погоды прежних дней и нехватки горючего, несмотря на все меры, предпринятые армией и корпусом, оставались далеко позади, поэтому переправа осуществлялась медленно. Запас топлива к концу дня снизился до нуля. На 22.7 ожидалось получение менее половины нормы заправки.
Для реализации намеченной задачи по прерыванию железнодорожного сообщения, туда была направлена часть полка "Бранденбург". В ночь с 21 на 22.7 одной его группе в составе 1 офицера, 18 унтер-офицеров и рядовых, а также 2 переводчиков, удалось перейти через линию фронта.
XXXX танковому корпусу 21.7 удалось своими передовыми частями форсировать Дон у Николаевской; здесь враг был полностью застигнут врасплох, сопротивление на южном берегу было слабым. Активность вражеской авиации в воздухе в этом районе в этот и следующий день также была низкой, тогда как над маршрутами 29-й моторизованной дивизии у Морозовской и Цимлянской, на также местом переправы и плацдарма без перерыва днем и ночью работали самолеты противника.
22.7
Утром 22.7, сломив упорное сопротивление противника, усиленного отдельными танками, был взят "Кирхдорф" на Дону. У Лог и "Кирхдорфа" враг начал проводить свои контратаки, силой до батальона с танковой поддержкой. Огонь его артиллерии по передовым линиям и месту переправу усилился. Еще вечером 21.7 после упорного рукопашного боя был взят Богучар, однако утром 22.7 его пришлось оставить. В середине дня 22.7 в это село снова вошли наши силы, они теперь могли только держать его оборону. Лог также в середине дня был захвачен после ожесточенного боя.
Из-за нехватки горючего дивизия могла поддерживать на ходу только отдельные танки, поэтому главная тяжесть отражения атак постоянно усиливающегося неприятеля по линии Богучар-Лог-"Кирхдорф" легла на плечи пехоты.
23.7
Весь день продолжались вражеские атаки против плацдарма. Они в основном были направлены против двух столпов обороны - Богучара и "Кирхдорфа" на Дону. Перед плацдармом были точно установлены главные силы 91-й стрелковой дивизии, Краснодарского военного училища и учебного батальона 91-й дивизии. Имелись признаки подхода новых вражеских сил. Продолжались мощные вражеские авианалеты.
И до этого потери войск, размещенных на плацдарм, из-за постоянных атак и, особенно авианалетов, были значительны. Еще больше они возросли при форсировании. Особенно сильно войска страдали от ночных авианалетов, которые не давали им никакого покоя.
Положение с горючим у дивизии не улучшалось. У дивизии оставался запас в 0,2 от нормы заправки. Какого-либо существенного прихода, который мог бы заправить машины, на следующий день тоже не ожидалось.
Гораздо лучше обстановка развивалась на участке ХХХХ танкового корпуса. Здесь у противника не получилось планомерно организовать оборону на берегу Дона. По трофейным документам было установлено следующее: назначенная для обороны на Дону у Николаевской 302-я стрелковая дивизия успела выйти в свою полосу только небольшими частями. Ее главные силы только 27.7 подошли на линию Несмеяновка-Пады. На ее западном фланге с 23.7 стояли части 156-й стрелковой дивизии (417-й стрелковый полк). Таким образом, уже 23.7 части ХХХХ танкового корпуса достигли Сала. Танковая армия отдала приказ - всеми средствами ускорить переправу через Дон и продолжить наступление крупными силами на юг к линии железной дороги Сальск-Сталинград. План 4-й танковой армии - завести на Цимлянский плацдарм 24-ю танковую дивизию и также направить ее в прорыв на юг к железной дороге не был реализован из-за того, что 22.7 эта дивизия была передана в 6-ю армию. После этого положение 4-йтанковой армии полностью изменилось. Перед лицом постоянно усиливающегося неприятеля южнее Цимлянской какое-либо отдельное наступление 29-й моторизованной дивизии на юго-восток к Ремонтной не имело никаких шансов на успех. Казалось более целесообразным направить оставшиеся небольшие силы армии - 3-ю танковую и 29-ю моторизованную дивизии, - в едином направлении на Пролетарскую, туда, где вражеское сопротивлении было очевидно слабее. При этом возникал вопрос - как быть с Цимлянским плацдармом, удержание которого каждый день стоило больших потерь, если 29-я моторизованная дивизия уйдет вслед за 3-й танковой на Пролетарскую.
Этот вопрос был решен приказом группы армий - оборонять Цимлянский плацдарм. Для удара на Пролетарскую 4-й танковой армии снова была подчинена 23-я танковая дивизия.
4-ятанковая армия приняла решения об усилении гарнизона на Цимлянском плацдарме путем размещения на его восточном участке 2-й румынской дивизии. Замысел армии состоял в том, чтобы таким образом высвободить силы 29-й моторизованной дивизии для последующего наступления на юг. Хотя приказ на смену войск был отдан еще 23.7, должен был пройти еще день, чтобы он мог быть выполнен. Пока же задачей 29-й моторизованной дивизии оставалось удержание плацдарма и наведение моста через Дон. Наступление с плацдарма должно было произойти после смены румынами сразу же, как только это позволило бы положение с горючим.
В ночь с 23на 24.7 после выполнения своего задания против линии железной дороги Сальск-Сталинград вернулась диверсионная группа полка "Бранденбург". Смелым обманом противника группе удалось дойти до самой железной дороги, однако там командир группы вынужден был, к сожалению, отменить операцию из-за многочисленного неприятеля. Наблюдением за железной дорогой была подтверждена переброска вражеских подкреплений, а также, одновременно, наличие многочисленных танков в районе плацдарма. Стало также понятно, что любая диверсионная вылазка против железной дороги больше не может быть возможной. Необходимо было направить туда 29-ю моторизованную дивизию в полном составе, разгромив перед этим находящегося перед ней противника.
24-25.7
24 и 25.7 продолжались сильные вражеские атаки, в большинстве случаев с поддержкой танков. Натиск врага особенно усилился перед восточным участком плацдарма. Авиация противника, как и раньше, наносила удары по паромам. Вечером 24.7, несмотря на это, было доложено о вводе в строй 355-метрового временного моста.
24 и 25.7 перед дивизией было обнаружено появление новых вражеских соединений: двух полков 157-й стрелковой дивизии, одного полка 29-й стрелковой дивизии, минометного дивизиона и дополнительного усиления артиллерии.
26-27.7
26 и 27.7 вражеский натиск усиливался; продолжались атаки, иногда силой до полка, направленные против всего плацдарма. Главный удар при этом наносился по восточной части плацдарма. Всеми силами, используя особенно мощную артиллерию и минометы, противник пытался здесь вклиниться в оборону. Перед юго-восточным фронтом плацдарма была установлена новоприбывшая 138-я стрелковая дивизия с двумя полками. Таким образом, перед плацдармом уже были сосредоточены уже главные силы трех стрелковых дивизий, нескольких отдельных частей, а также части одной танковой бригады. Захваченный 28.7 приказ 51-й советской армии подтвердил замысел противника - любыми средствами вернуть себе контроль над южным берегом Дона.
Непрерывные, частично ночью и рано утром проводимые вражеские авианалеты, осложняли процесс смены войск частями 2-й румынской дивизии. Несмотря на это, 27.7 основная масса 2-й румынской дивизии была размещена на плацдарме и сразу же приняла непосредственное участие в отражении атак противника.
28.7
Первоначальный план 4-й танковой армии, 28.7 начать наступление 29-й моторизованной дивизии с плацдарма совместно с ударом ХХХХ танкового корпуса, не мог быть исполнен из-за положения со снабжением. Обещанное горючее в Шахты не прибыло, в дивизии 28.7 оставалось только 0,25 от нормы заправки. Тем временем, непрерывные и тяжелые оборонительные бои привели к истощению запасов боеприпасов, которые не могли быть быстро пополнены, поскольку основная масса колонн снабжения дивизии была назначена для доставки топлива. Снова отсутствие снабжения привело к изменению оперативных планов.
29-30.7
Вражеские атаки на плацдарм продолжаются. Румынская дивизия показывает себя хорошо. Сила артиллерийских обстрелов нарастает. Временный мост получает прямое попадание и временно выбывает из строя. Тем временем, ХХХХ танковый корпус, как и ожидалось, быстро продвигается вперед и в тот же день берет Пролетарскую, выполняя таким образом поставленную задачу по прерыванию железнодорожного сообщения Сальск-Сталинград, хоть и в более южном пункте, чем намечалось.
Поскольку все имеющееся горючее передается в наступающие части ХХХХ танкового корпуса, а также поскольку ожидается подход IV армейского корпуса, 4-я танковая армия переносит срок наступления XXXXVIII танкового корпуса с Цимлянского плацдарма на 31.7.
31.7
Вечером 31.7 передовой отряд 29-й моторизованной дивизии докладывает о достижении железной дороги Сальск-Сталинград в 5 км юго-западнее Ремонтной. Основная масса дивизии к вечеру прорывается от плацдарма на 18 км вглубь до Мокро-Соленого. После 10 дней тяжелейшего оборонительного сражения, в ходе которого было успешно отбито 27 вражеских атак, дивизия стремительным броском прорывает оборону противника.
Потери дивизии в ходе 10 дней боев составили 30 офицеров (в т.ч. 6 убито) и 942 унтер-офицеров и рядовых (из них 195 убито и 12 пропало без вести).
Выводы:
1) 29-я моторизованная дивизия своим авангардом достигла Дона в 18.00 16.7.
17.7 был зачищен северный берег Дона. 27.7 началось форсирование Дона. 24.7 был наведен временный мост.
Причины задержки развития операции не касаются в целом успешных действий основной массы дивизии, а находятся в области доставки горючего из-за остановки движения транспорта по размытым из-за дождей дорогам. Командир дивизии прилагал все усилия для ускорения подвоза топлива и планировал возобновить наступление на юг как только оно будет доставлено.
2) 21 и 22.7 в ходе жестоких боев плацдарм был расширен на необходимую глубину. запланированная высылка передового отряда к Ремонтной была отменена из-за превосходящего и упорно сражающегося неприятеля. Для наступления всей дивизии не хватало горючего.
3) 23.7 обстановка изменилась из-за быстрого продвижения ХХХХ танкового корпуса, а также переподчинения 24-й танковой дивизии 6-й армии и выявленного усиления противника у Цимлянской. 4-я танковая армия приняла решение перенести главный удар по железной дороге Сальск-Сталинград в направлении Пролетарской и требовала продвижения ХХХХ танкового корпуса любыми средствами. Плацдарм у Цимлянской должен был обороняться, для чего ему передавалось подкрепление в виде 2-й румынской дивизии.
С этого дня ответственность за срок начала операции с Цимлянского плацдарма лежала на 4-й танковой армии.
4) 23-28.7 происходило постоянно усиление неприятеля перед 29-й моторизованной дивизией. Положение с горючим не улучшалось. Не было никаких шансов разбить и отбросить продолжавшего наступать противника. Из-за этого казалось необходимым как можно скорее перебросить дивизию на участок ХХХХ танкового корпуса и направить ее на Пролетарскую. Был уже подготовлен соответствующий приказ XXXXVIII танкового корпуса для 29-й моторизованной дивизии. Этот план не реализовался из-за задержки по времени у 29-й моторизованной дивизии и из-за оперативных соображений 4-й танковой армии.
5) 29.7 поставленная перед 4-йтанковой армией задача прервать железнодорожное сообщение Сальск-Сталинград была выполнена со взятием Пролетарской. Теперь наступление с Цимлянского плацдарма могло быть проведено совместно с подходящими южнее Дона силами IV армейского корпуса, что позволило рассеять 51-ю советскую армию. Несмотря на непрекращающиеся марши, IV армейский корпус не мог быть готов к наступлению ранее 31.7, поэтому срок общей операции был назначен на 31.7. Ответственность за это также лежит на 4-й танковой армии.
Подписано: Гот
Tags: 29 id(mot), июль 1942
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments