nordriegel (nordrigel) wrote,
nordriegel
nordrigel

Categories:

I-я авиагруппа 3-й истребительной эскадры "Удет" (I./JG.3). Август 1942

В первые дни августа картина была прежней: при солнечной и ясной погоде группа по парам и звеньям совершала вылеты в район Калача, где вела тяжелые воздушные бои с многочисленными русскими штурмовиками и бомбардировщиками. 1 августа 1942 было сбито 11 вражеских самолетов, из которых трое приходились на счет командира 2-й эскадрильи обер-лейтенанта Эрвина Стражницки (21-23 победы). С другой стороны, его эскадрилья в этот день потеряло троих: по неизвестной причине насмерть разбился у Свечникова лейтенант Вольфганг Гендельмайер, охотившийся севернее и северо-восточнее Калача. С ним I-я авиагруппа потеряла уже четвертого офицера-летчика за 10 дней. Он прибыл на Восток в мае 1942, имел 10 побед и был самым перспективным из "молодых" в группе. Также был сбит один пилот из 2-й эскадрильи в воздушном бою западнее Голубинской, однако он смог довольно удачно приземлить свой "мессершмидт" в поле и сам остался цел. Кроме того, при столкновении с землей на аэродроме Фролов разбился самолет обер-ефрейтора Хельмута Цапперта. С 60% повреждений его пришлось отправить на заводской ремонт в Германию.

Снимок из под крыла "Шторха" на самолеты I-й авиагруппы

Наследующий день, 2 августа, I-я авиагруппа снова вылетала в район Калача, было заявлено две победы без понесенных потерь. Из-за больших потерь последних дней были приданы три опытных пилота из других групп: из II-й лейтенант Йоахим Киршнер (из 5-й эскадрильи, 22 победы на тот момент) и унтер-офицер Франц Швайгер (из 6-й эскадрильи и 20 побед), а из III-й фельдфебель Хельмут Рюффлер (из 7-й эскадрильи, 18 побед). Двое первых были назначены звеньевыми во 2-ю эскадрилью, а Рюффлер - в 1-ю. Из дневника Франца Швайгера: "Сегодня меня перевели во 2-ю эскадрилью, меня это очень не обрадовало. В эскадрилье только молодые пилоты, меня и лейтенанта Киршнера поставили командирами звеньев. Мы должны вести молодежь в бой на врага и преподавать ей высокое искусство воздушного боя."
3 августа прошло без столкновений с противником (согласно дневнику Швайгера задачей была свободная охота и сопровождение "штук" в районе Калача): было доложено только об одной победе. 4 августа было уже трое сбитых неприятелей, причем один из них - унтер-офицером Швайгером в новой эскадрилье (21-я победа): во второй половине дня при поддержке "штук" северо-восточнее Сталинграда (?,скорее имеется ввиду Калач) он сбил МиГ-1. 5 августа I-я авиагруппа провела несколько воздушных боев и заявила пять побед без понесенных потерь. 6 августа побед не принес, зато была потеря - лейтенант Карл Бергманн, переведенный в группу четырьмя днями ранее, из-за низкого тумана потерял ориентировку и разбился насмерть при вынужденной посадке у Солонецкой.
Тем временем, в верфь пришел приказ - наземным транспортом сначала переехать из Морозовской в Сталино, а оттуда - по железной дороге на Клупицы под Ленинград. Это мероприятие имело подготовительный характер для запланированной после скорого падения Сталинграда переброски I-й авиагруппы 3-й истребительной эскадры в сектор группы армий "Север". Туда же перебрасывались высвободившиеся после падения Крыма войска 11-й армии, которые должны были взять штурмом окруженный с лета 1941 года город. Поскольку вопрос со Сталинградом не решился, отсутствие собственной верфи оказало сильное влияние на боеготовность группы в последующие недели. Для технического обслуживания и ремонта приходилось пользоваться услугами верфей чужих авиагрупп, которые и так были загружены работой над своими машинами.
В дневнике Ханса Кникхельма отмечено, что переброска верфи началась 2 августа. До 23.8 верфь оставалась в Сталино, оттуда отправлена в Волосово, и потом уже в Клупицы вблизи аэродрома Красногвардейск, где находилась с 8.9 по 20.11.42. Эта переброска также является хорошим примером масштабности оперативного маневра люфтваффе на театре военных действий, а также излишней самоуверенности командования, которое начинало готовить следующую крупную операцию, не дожидаясь окончания предыдущей.
7 августа соединения 6-й армии перешли в наступление на советскую линию обороны у Калача, стараясь захватить переправы через Дон и открыть дорогу на Сталинград. С тяжелыми боями через день удалось окружить части советской 62-й армии западнее Дона. В последний раз в этой войне немецкой стороне удалось осуществить успешную операцию на окружение, которая продолжалась еще несколько дней, пока последние остатки русской армии не были разгромлены и захвачены плацдармы на том берегу Дона. Кроме того, 4-я танковая армия перешла Дон западнее и начала наступление на Сталинград с юга. До 11 августа было взято 35000 пленных и множество трофеев. С 1941 года такой успех был превзойден только Харьковским котлом в мае 1942.
В эти дни I-я авиагруппа продолжала действовать над районом Калача, а также прикрывать с воздуха передовые части 4-й танковой армии, наступающей от Аксая на Сталинград с юга (согласно дневнику Ф.Швагера, первый вылет в этот район был совершен в первой половине 6 августа).. Дневник Ф.Швайгера от 7.8: "Сегодня были мои 224-й, 225-й и 226-й боевые вылеты, свободная охота и сопровождение "штук". Весь день противника нет. "Штуки" бомбили узкий участок западнее Дона у Калача, где скучились русские. Наше оружие осталось чистым."
8 августа было одержано 5 побед, через день, 9 августа - еще 11, все они пришлись на 2-ю эскадрилью: 4 - лейтенанта Киршнера (24-26), 2 - обер-лейтенанта Стражницки (25-27), 2 - унтер-офицера Швайгера (23-24). Потерь не было, за исключением одного "мессершмидта", 8.8 совершившего жесткую посадку из-за поломки мотора.
Во второй половине дня 10 августа началось новое перебазирование группы - на Тузов, - полевой аэродром в излучине Дона юго-западнее Калача на реке Лиска. Этот аэродром являл собой просто плоский голый участок степи, ограниченный эрозионными оврагами, так называемыми "балками". Никаких построек тут не было, летчики и наземный персонал жили в палатках, натянутых над противоосколочными ровиками. Дневник Вальтера Хагенах: "Жилье находилось прямо на стоянке эскадрильи, где были вкопаны палатки. Все пилоты жили в них, не обращая внимания на должности и звания. Между вылетами там же и отдыхали." Один техник так описывал свои впечатления от этого аэродрома: "Новое поле называется Тузов и лежит прямо посреди степи. В поле и у дорог много убитых русских, ужасные разорванные тела. Возле трассы разбитые батарейные позиции с чудовищными трупами лошадей и расчета, источающими невыносимый трупный запах. Жаркое солнце способствует быстрому разложению." Возле I-й авиагруппы также расположились штаб и III-я авиагруппа 3-й истребительной эскадры, а с 12 августа - и авиагруппа I./J.G.53. В конце месяца там же короткое время базировались и части всех трех групп 52-й истребительной эскадры. Жаркое солнце иссушило землю так, что при взлете "мессершмидты" поднимали огромные облака пыли. Доставка горючего и боеприпасов была затруднена и производилась большей часть транспортными Ю-52. Согласно воспоминаниям Карла-Хайнца Лангера несколько раз Ю-52садившиеся в Тузове, съезжали в балки, однако документальных свидетельств этому не нашлось, только один инцидент, когда Ю-52 из KGr.z.b.V.50 при посадке получил повреждение в 10% 10 августа.
Боевая задача для собранных в Тузове групп была такой же, как и в предыдущие дни: свободная охота в районе Калача а также южнее и юго-западнее Сталинграда (дневник Ф.Швайгера).В следующие недели боевая активность авиации обеих сторон значительно возросла. Русские в больших количествах перебрасывали на фронт самолеты, в том числе новейших типов, таких как ЛаГГ-3, МиГ-3, бомбардировщики "Бостон" и Пе-2, и снова Ил-2. Также и И-153 и И-16 "рата" оставались в деле, хоть их и стало относительно меньше, чем раньше.
Вылеты 11 августа были безрезультатны для I-й авиагруппы, тогда как был потерян один "мессершмидт", из-за поломки мотора упавший у Тузова. Сам самолет был списан в безвозвратные потери, а его пилоту повезло и он уцелел. Рано утром 12 августа группа сильно бронированных Ил-2 попыталась атаковать аэродром Тузов и уничтожить находившиеся там немецкие истребители. Согласно донесению III./J.G.3 в налете приняло участие 38 Ил2 (из которых 37 было сбито). На подлете это соединение сначала было обнаружено полевыми постами наблюдения, через короткое время с ним встретились части авиагруппы I./J.G.53 . По тревоге в 4.30 все боеготовые "мессершмидты" на аэродроме пошли на старт и завязали воздушный бой с растянутым строем русских Ил-2. В бою также приняли участие и машины I-й авиагруппы: первыми в него вступила пара 2-й эскадрильи, ведомая унтер-офицером Швайгером, сбившим один ЛаГГ-3 (25-я победа) , затем еще две пары из 3-й эскадрильи (обер-фельдфебель Вайслинг, унтер-офицер Хагенах, лейтенант Розе и еще один неизвестный пилот), также столкнувшиеся с другими ЛаГГ-3. Всего в этом бою было одержано 34 победы, львиная доля которых (28) пришлась на авиагруппу I./J.G.53. Далее в тот же день I-я группа 3-й истребительной эскадры сбила еще один самолет противника и, как и другие базировавшиеся в Тузове авиагруппы, собственных потерь не понесла.
13 августа I-я авиагруппа свободно охотилась над Сталинградом и районом восточнее, где русские обустроили целую сеть полевых аэродромов. До второй половины дня все вылеты результатов не принесли. В начале вечера еще одно крупное соединение русских Ил-2, двумя волнами, под прикрытием истребителей, было обнаружено при подлете к Тузову. Снова повторилась вчерашняя картина, когда это соединение, несмотря на многочисленное истребительное прикрытие, было полностью разгромлено - участвовавшие в бою немецкие истребители заявили как минимум 33 победы, из которых 6 пришлось на счет I-й авиагруппы: по две на лейтенанта Киршнера (28-29 победы) и обер-фельдфебеля Вайслинга (53-54) и по одной на фельдфебеля Шюльтера (24-я победа) и унтер-офицера Швайгера (26-я победа). Группа I./J.G.53 записала 22 победы, штаб 3-й эскадры одну, а группа III./J.G.3 - 4 победы. Дневник Франца Швайгера: "... Вечером новый старт по тревоге. Русские двумя волнами пытаются атаковать наше поле, в каждой примерно по 20 бомбардировщиков и 30 истребителей прикрытия. Обе волны разгромлены над аэродромом. За полчаса сбито 34 русских, почти все взорвались при ударе о землю. Я, к сожалению, сбил только одного - моя 26-я победа. Один 109-й был сбит, другой пошел на вынужденную посадку, однако еще на немецкой территории." - как видно, какая-то немецкая авиагруппа все-таки понесла потери.
Вечером в "казино группы" в Тузове состоялось прощание с коммодором эскадры подполковником Гюнтером Лютцовым, которого переводили инспектором дневных охотников на Западе в штабе генерала истребительной авиации. Его преемником стал майор Вольф-Дитрих Вильке, который до этого командовал авиагруппой III./J.G.53 в Средиземноморье.
Следующие два дня прошли относительно спокойно, количество вылетов уменьшилось, победи потерь не было. 16 августа группа снова занималась истребительным прикрытием района Калача, где в тот день соединения 6-й армии форсировали Дон и создали первый плацдарм на его восточном берегу. 16 августа было сбито 5, 17 августа - еще 8 противников, в т.ч.три Ил-2 унтер-офицером Швайгером (27-29 победы), сама же группа обошлась без потерь. Несмотря на периодическую плохую погоду с глубокой облачностью и частыми осадками, "мессершмидты" I-й авиагруппы в следующие дни продолжали летать над переправами севернее Калача, а также юго-западнее Сталинграда, где добились 19 августа 8 побед, а 20 августа - еще 7 побед. Также пополнился и список потерь - 20 августа из воздушного боя с ЛаГГ-3 не вернулся унтер-офицер Ханс Шлегель из 1-й эскадрильи, его записали в пропавшие без вести. В тот же день произошла смена командира I-й авиагруппы 3-й истребительной эскадры: гауптманн Георг Михалек покинул группу и после короткого отпуска принял истребительную группу "Запад". Его место занял гауптманн Клаус Куает-Фаслем, который до этого командовал также размещенной в Тузове 2-й эскадрильей 53-й истребительной эскадры и имел к тому моменту на своем счету 41 победу (все в составе 53-й эскадры начиная с начала 1941 года - III-я группа, штаб эскадры и I-я группа, согласно Рудольфу Даннату протекцию в этом назначении ему обеспечил Лютцов, с которым Куает-Фаслем дружил). В противоположность Михалеку, у которого была очень непринужденная манера общения со всеми своими подчиненными и который всегда был открыт к их заботам и нуждам, Куает-Фаслем держал дистанцию, отчего у него были соответствующие проблемы при руководстве.
В два следующих дня (21 и 22.8), усилия I-й авиагруппы были сосредоточены на районе южнее и юго-западнее Сталинграда. 21 августа там было сбито 6 противников, а 22 - еще один. Потерь не было. Утром 23 августа началось наступление 6-й армии с донского плацдарма у Вертячего: крупные моторизованные силы прорвались севернее Сталинграда к пригороду Рынок и там поздно во второй половине дня вышли к Волге. Это наступление поддерживалось с воздуха соединениями "штук" и истребителей VIII авиакорпуса, вт.ч. I./J.G.3. Для I-й группы, как и для прочих истребительных авиагрупп, этот первый день наступления 6-й армии стал напряженным боевым днем, в котором большинство пилотов совершили по 3, 4 или больше вылетов. После нескольких вылетов на свободную охоту над участком прорыва восточнее Дона, вечером все исправные машины были направлены в сопровождение больших бомбардировочных соединений, которые должны были нанести удары по целям в самом городе. Это был первый массированный налет на город, который не встретил никакого противодействия со стороны русской истребительной авиации. Согласно дневника Вильгельма Лемке из III./J.G.3, в налете приняли участие два соединения бомбардировщиков по 45 Хе-111 и одна группа из 60 Ю-88. Тоже самое пишет и Айнзидель. Несмотря на задействование всех исправных самолетов, к концу дня I-я авиагруппа заявила всего о двух победах, тогда как в потери попал один сильно поврежденный зенитным огнем "мессершмидт" из 1-й эскадрильи, чей пилот остался цел (согласно документам, его вылет был в район южнее Тундутово).
24 августа 1942: пока авангарды 6-й армии с севера с боем пробивались в городские кварталы Сталинграда, "мессершмидты" I-й авиагруппы в основном действовали над северными городскими окраинами, а также юго-западнее города, обеспечивая поддержку наступающим там сухопутным войскам. Вечером был осуществлен еще один вылет на сопровождение бомбардировщиков на городские кварталы Сталинграда (в котором приняло участие около 160 бомбардировщиков, за полчаса сбросивших свои бомбы над городом - согласно дневнику Ф.Швайгера). Несмотря на периодическое появление противника, день для группы прошел без одержанных побед. Командир 2-й эскадрильи, обер-лейтенант Эрвин Стражински,после попадания в машину в ходе воздушного боя у Городища, был вынужден пойти на вынужденную посадку, при этом его самолет полностью разрушался, а он сам отделался испугом.
На следующий день, 25 августа, I-я авиагруппа снова летала над северной частью Сталинграда, где авангарды немецких частей противостояли очень мощным советским контратакам и, соответственно, нуждались в воздушной поддержке, тем более, что русские бросили туда многочисленные силы штурмовиков. Результативность группы, по сравнению с предыдущими днями, осталась небольшой - было заявлено две победы, потерь не было.
На следующий день продолжились тяжелые бои как на севере Сталинграда в секторе 6-йармии, так и на юге перед позициями 4-й танковой армии. До конца месяца немецкая сторона старалась удержать захваченные позиции и создать условия для окружения остающихся западнее Сталинграда советских войск. Активность Люфтваффе в эти дни была несколько периодически ограничена ненастной и дождливой погодой. Также давали о себе знать значительные проблемы со снабжением горючим и запчастями, поэму количество боевых вылетов уменьшилось. В воздух поднимались только отдельные пары и звенья; их задачи оставались прежними: свободная охота над авангардами немецких войск севернее и южнее Сталинграда, а также над аэродромами противника восточнее. С 26 по 29 августа группой было одержано всего 15 побед в воздухе, при этом не обошлось без потерь: 26.8 лейтенант Курт Ройш ушел в штопор после взлета в Тузове и получил тяжелые травмы, из-за чего выбыл из строя на месяц.

Машина адъютанта I-й авиагруппы лейтенанта Курта Ройша, 26.8.1942 Тузов

На следующий день у унтер-офицера Фритц-Херманна Хелффритцша из 2-й эскадрилья в воздухе закончилось горючее и он на своей "черной единице" пошел на вынужденную посадку западнее Тузова, обойдясь без особых повреждений.

Машина унтер-офицера Фритц-Херманна Хелффритцша, 27.8.1942 Тузов

28 августа унтер-офицер Якоб Гётц из 1-й эскадрильи не вернулся из воздушного боя с МиГ-1 севернее Сталинграда и был записан в пропавшие без вести. По неизвестной причине он оторвался от своего командира звена лейтенанта Дашпельгрубера и не откликался на приказы собраться.
30 августа части 4-й танковой армии прорвали внутренний оборонительный обвод Сталинграда с юга и вышли к городским окраинам. Однако запланированное окружение оставшихся западнее частей 62-й и 64-й советских армий не состоялось, поскольку соединения 6-йармии из-за ожесточенного сопротивления русских войск не смогли достаточно быстро пробиться на юг и замкнуть котел. Только 3 сентября авангарды обеих немецких армий встретились у Воропоново, в нескольких километрах западнее Сталинграда. Советские войска к тому моменту сумели уйти из намечавшегося окружения. По этой причине группа армий "Б"отдала приказ - используя обстановку, как можно скорее прорваться в город.
Собранные в Тузове немецкие истребительные группы в те дни с теплой, однако непостоянной погодой (имели место относительно сильные дожди и ветер) провели большое количество боевых вылетов по обе стороны от Сталинграда и над самим городом. Они имели столкновения с противником - многочисленными соединениями русских штурмовиков и бомбардировщиков и звеньями истребителей, которые, не обращая внимание на огромные потери, пытались прикрыть отход своих армий. I-я авиагруппа 30 августа отдыхала, а 31 августа снова отправила все исправные машины на свободную охоту над районом Сталинграда, где, не понеся потерь, добилась еще двух побед. Вечером того дня группа располагала 31 исправным "мессершмидтом",что составляло 75% от штатной численности. После получения 21 самолета, которые были переданы из других соединений или вернулись из ремонта, все потери и списания из-за технического износа были с избытком компенсированы.
Tags: luftwaffe, август 1942
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments