nordriegel (nordrigel) wrote,
nordriegel
nordrigel

Categories:

Бомбардировочная эскадра K.G.27 «Boelcke». Ноябрь 1942 (2)

Обзор действий авиагрупп 27-й бомбардировочной эскадры в районе Сталинграда до капитуляции котла

I-я группа:
14.11.1942 I-я группа небольшими частями собралась в Конотопе после отпуска в Германии. Там она некоторое время в режиме мирного времени летала на нескольких машинах. Потом группу распределили в Конотоп и Уразов, откуда 29.11.1942 некоторые экипажи вылетали на боевые задания. 06.12.1942 остатки летных экипажей на фронтовом поезде выехали из Конотопа и 10.12 прибыли в Уразов. Первый вылет 3-й эскадрильи случился 13.12.42 против скопления русских сил на Дону в секторе итальянской армии.
13.12-29.12.1942 Боевые вылеты в области Дона.
30.12-30.01.1943 Снабжение Сталинграда.

II-я группа:
Картина деятельности разнится. Командование Люфтваффе своевременно было проинформировано о подходе сил противника на эту сторону Дона. 5-я эскадрилья с 16.11 до 25.11 летала из Миллерово бомбить русских у Клетской. Потом совершались налеты на вражеские позиции в излучине Дона. С 12.12 - работа в итальянском секторе в районе Богучара. 22.12.42 переброска в Уразов. Вылеты на разбросанные цели по всему русскому фронту наступления у Сталинграда до 28.12.42. Потом 5-яэскадрилья была выведена и направлена на восстановление и переоснащение на Хе-111 Н-16 в Германию.

III-я группа:
Группа совершала боевые вылеты из Курска по всему фронту на Дону и в котле. 06.12.42 группа была переброшена на восстановление в Лангенхаген. 18.01.1943 ее наземный персонал вернулся обратно в Курск. Летные экипажи несколькими днями ранее прибыли в Новочеркасск, где участвовали в боевых вылетах и доставке снабжения в Сталинград до 30.01.1943.

IV-я группа:
О ней известно, что 11-я эскадрилья вылетала бомбить наступающих русских у Калача и выявленные вражеские скопления на Дону.

20.11.1942:
3-я эскадрилья 27-й бомбардировочной эскадры, воспоминания Х.Райфа:
"В Конотопе у нас сначала была довольно мирная служба - маршевая подготовка, лекции, немного тренировочных полетов с прибором прицеливания Lofte и учебным бомбометанием. Я так два раза летал с обер-фельдфебелем Витхауптом. Я думал, что останусь в его экипаже, так как после моих просьб об отпуске в университет и быстрого отбытия из эскадрильи, лейтенант Вооге нашел себе нового штурмана.
Вечером 20.11 два наших экипажа, Вооге и Витхаупта, праздновали награждение Немецкими крестами в золоте обоих механиков ("бортмиксеров") - старого обер-фельдфебеля Фербера (Вооге) и унтер-офицера Хольцапфеля (Витхаупт). Было немного бордо и много ликера. В 23.00 праздник закончился ужасным взрывом возле избы. Стол и стулья были разбиты, бутылки взлетели в воздух, электрическая лампочка тоже лопнула, повредя голову и порезав пальцы. В полном хаосе я смог спасти радио, полную бутылку коньяка и пару стаканов. Настоящий праздник.
Мой запрос на студенческий отпуск вскоре вернулся назад: в этом году никаких студенческих отпусков для войск на Востоке. Я переживал недолго. Как единственный сын солдата, павшего в 1-й мировой войне, я, по указу фюрера, вообще мог быть освобожден от службы на фронте. Однако из-за напряженной обстановки я расценивал это как дезертирство и продолжал летать.
Наш новый командир эскадрильи, гауптманн Цолльвег, был строгим человеком. Он взял меня к себе штурманом, чему я не сильно обрадовался, однако мы быстро нашли общий языки совершили вместе более 100 вылетов."

Перечень №101 представления к награждению "Почетным кубком", 20.11.1942:
Унтер-офицер Эрих Юре, 8-я эскадрилья, принял участие в 27 вылетах против Англии и 173 боевых вылетах в России, проявил мужество и боевое мастерство. Особенно можно отметить:
1. 25.06.1941 в составе звена вылетал в ранних сумерках в налет на аэродром Выгода. Дал целеуказание и добился прямого попадания в бункер. Прицельным огнем пулемета прижал вражескую оборону на земле и в большой степени способствовал тому, что была отбита атака 7 русских истребителей. Успокаивал и поддерживал в этом вылете раненого пилота и способствовал удачному возврату и посадке на аэродром базирования.
2. При ночном налете 30.04.1942 на Новороссийк добился нескольких прямых попаданий и пожаров в нефтяной гавани. Неустанно отражая атаку русских ночных истребителей, получил пулю в левое предплечье, однако добился попадания в мотор вражеского самолета. Несмотря на рану, унтер-офицер Юре оставался на своем месте бортмеханика и помогал пилоту, пока самолет не совершил ровную посадку.
3. 30.10.1942 унтер-офицер Юре как бортмеханик в составе своего экипажа участвовал в ночном вылете на железную дорогу восточнее Сталинграда. Южнее Эльтона с высоты 30 метров было достигнуто несколько прямых попаданий в товарный поезд. После того, как пушка наблюдателя по техническим причинам вышла из строя, унтер-офицер Юре из своего пулемета обстрелял стоявший под парами локомотив. Меткой очередью был поврежден и выведен из строя котел локомотива. После налета экипаж наблюдал, как локомотив весь был окутан дымом."

Потери за 21.11.42:
1) Хе-111 Н-6, 4-я эскадрилья, номер 1G+JM, боевой вылет, безвозвратная потеря, старт в Миллерово. Упал у Блинов-Клетская. Цель - разведка района Клетской. Экипаж унтер-офицера Вилли Шрайбера (5 человек) пропал без вести.
2) Хе-111 Н-6, 5-я эскадрилья, номер 1G+FN, боевой вылет, безвозвратная потеря, старт в Миллерово. Упал у Блинов-Клетская. Цель - удар по колоннам противника в районе прорыва Блинов-Клетская в излучине Дона. Экипаж лейтенанта Клауса-Ульриха Шуберта (5 человек) пропал без вести.

Потери за 22.11.42:
1) Хе-111 Н-6, 4-я эскадрилья, номер 1G+РM, боевой вылет, безвозвратная потеря, старт в Миллерово. Упал у Калача. Цель - разведка района Клетская-Обливская-Калач. Экипаж лейтенанта Германа Юнга (5 человек) пропал без вести.
2) Хе-111 Н-6, 6-я эскадрилья, номер 1G+ВС, боевой вылет, повреждения 30%, старт и посадка в Миллерово. Цель - удар по войскам противника западнее Калача. В 15 км западнее Калача пилот, фельдфебель Карл Зайдель, был тяжело ранен, однако через 1,5 часа полета сумел совершить жесткую посадку. Ранены пилот и радист.
3) Хе-111, 6-я эскадрилья, номер 1G+ЕР, боевой вылет, старт в Миллерово. Для удара по русским войскам, замыкающим котел, 6-я эскадрилья в тот день совершила 3 боевых вылета. Из-за плохой погоды, во время 3-го вылета, цель в районе Чира 25 км северо-восточнее Обливской (квадрат 29473) было не видно. Это была дорога с севера на юг. Выйдя через разрыв облаков, самолет оказался вдруг на высоте 50 метров перед целью. При первом заходе были сброшены не все бомбы, а во время второго захода был открыт сильный огонь с земли. Осколком снаряда противотанковой пушки был тяжело ранен радист (обер-фельдфебель Эрих Цептер), потерявший много крови.
4) Хе-111 Н-6, 7-я эскадрилья, номер 1G+MR, боевой вылет северо-восточнее Обливской, старт и посадка в Миллерово. Ранен пилот лейтенант Гюнтер Лида.
5) Хе-111 Н-6, 8-я эскадрилья, номер 1G+NS, боевой вылет, старт и посадка в Миллерово. Разведка на Чире, зенитный обстрел. Ранен ботмеханик.

6-я эскадрилья 27-й бомбардировочной эскадры, воспоминания К.Зайделя:
"Утром 22.11.1942 совещание у командира группы. Общий смысл - дорогие господа, ситуация нерадужная. Русские прорвали фронт на стыке у наших союзников и продолжают наступать. Ничего не известно об их силах, количестве танков или направлениях удара. В штабе группы армий полный переполох. Наша задача - предоставить точные факты, чтобы можно было построить оборону.
Мы получили задание на облет по квадратам. В машины загрузили 50-кг бомбы. Облачность была на высоте 500-600 метров. На одной трассе, ведущей с севера на юг, двигалась колонна грузовиков, пушек, среди них повозки, машины связи и пехота. Данное наблюдение было передано по радио. К этому моменту у нас уже не было никакого эффекта неожиданности, чтобы обработать эту колонну огнем. Я поднялся в облака и переговорил с экипажем. Штурман, гауптманн Фюртмауэр, лег возле носовой пушки, приор прицеливания Lotfe был переключен на режим непрерывного сброса бомб с интервалом 20 метров на бомбу. Я сделал слепой разворот на 210 градусов, пошел вниз и, выйдя из облаков, увидел колонну прямо перед собой. Она снова уже начала марш. Под острым углом я прошел над ней на высоте 20-30 метров, сбросил бомбы и снова ушел вверх. В наступившем внизу хаосе загорелось 6 бензовозов (черные дымы).
В кабину пролез бортмеханики сказал, что одна бомба не сбросилась. Куда ее теперь? Я полетел дальше и увидел большое скопление машин. Я наскоро насчитал 60 танков Т-34 и много другой техники. Создавалось впечатление, что это танковый привал. Не знаю, почему я решил скинуть единственную бомбочку в эту кучу. Я ринулся на нее вниз. Со всех сторон был сразу же открыт мощный зенитный огонь. Я отвернул чуть вправо, нажал сброс и бомба полетела вниз. Тут меня ударило в правую руку, она подлетела вверх! Левая рука продолжала держать штурвал, мы летели прямо к земле. Мы пронеслись на бреющем полете и уйдя круто вверх от опасности. "Иваны" стреляли по нам из танковых пулеметов, но мы не обратили на это внимания. Самолет получил кучу пробоин, у меня самого в руке была дыра размером с утиное яйцо. К большому удивлению, из нее вытащили металлическую спираль, похожую на стружку с токарного станка. Потом, в лазарете, эта рана была для врачей загадкой.
Обратный полет прошел гладко. Я набрал высоту, облачность прояснилась, мою руку перевязали. Рубашка и комбинезон были все разорваны, я видел свое колено. Однако боли пока не чувствовалось. Я поставил курс домой 276 градусов и немного расслабился. И вот тут уж и наступила болевая реакция!
Бортрадист вызвал аэродром в Миллерово, кинул им "паническое донесение". Через полтора часа я приземлил машину с высоты 400 метров и сразу же был погружен в "санитарку". Меня сначала отправили в лазарет Харьков, а оттуда, когда уже русские начали приближаться, последним транспортом в Ровно, куда я прибыл через 4 дня путешествия по железной дороге.
В лазарете один русский профессор мне сказал: "Братец, ты будешь жить дальше с негнущейся рукой!" Я ему очень за это признателен, так как обычно в таких случаях конечность ампутировали. Это был 32-й и последний мой боевой вылет."

II-я группа 27-й эскадры и рота аэродромного обслуживания 4.FBK были переброшены из Курска в Миллерово. У станции Топули, к несчастью, произошло столкновение двух поездов. Погибли обер-лейтенант Питц из 27-й роты связи и три обер-фельдфебеля - Янсен, Фалькен и Эбнер. Всего же было 18 пострадавших.

II-я группа 27-й бомбардировочной эскадры, воспоминания Ф.Динке:
"В ноябре 1942 II-ю группу перебросили из Курска на Миллерово. Технический персонал ехал по железной дороге. Точную дату переброски я забыл. Однако 22.11.42случилось несчастье, которое я запомнил навсегда, тем более что это был моя вторая годовщина свадьбы. Уже в первой половине того дня было одно происшествие: прямо на станции наш поезд столкнулся с дрезиной. Какие повреждения были у дрезины, мне неизвестно. У нас никто не пострадал.
Затем, около 15.30, в районе Уразова, случилось ужасное горе. Наш поезд ехал по одноколейной ветке и столкнулся с итальянским пассажирским составом с отпускниками. У итальянцев народа было мало и пострадали только единицы. Гораздо сильнее последствия были у нас:6 погибших и множество раненых, в т.ч.тяжело.
(Далее подробное описание инцидента. Следует добавить, что спасательный поезд из Харькова приехал только через 8 часов)."

Потери за 23.11.42:
1) Хе-111 Н-6, 5-я эскадрилья, номер 1G+EN, боевой вылет, безвозвратная потеря, старт в Миллерово. Упал юго-западнее Калача. Цель - разведка и удар по войскам противника северо-западнее Калача. Экипаж унтер-офицера Франца Вайгманна (5 человек) пропал без вести.
2) Хе-111 Н-6, 6-я эскадрилья, номер 1G+HP, боевой вылет, повреждения 80%, старт и посадка в Миллерово. Цель - разведка и удар по войскам противника северо-западнее Калача. Вынужденная посадка на дорогу в 2 км северо-северо-восточнее Миллерово из-за вражеского обстрела. Штурман и стрелок убиты, радист ранен.

II-я группа 27-й бомбардировочной эскадры, воспоминания Ф.Динке:
"Я сделал одно рацпредложение, которое было одобрено: цеплять на внешнюю подвеску вместо бомбы запасное колесо Хе-111. Во-первых, это очень удобно при перебросках имущества, пока ещё не прибыл ремонтный взвод, а во-вторых, один Хе-111 таким образом вывез из Питомника раненых. За это предложение мне выдали премию в 150 рейхсмарок, а потом вы ли из них 15 в качестве налога."

Потери за 23.11.42:
1) Хе-111 Н-6, 9-я эскадрилья, номер 1G+FS, боевой вылет, повреждения 50%, старт и посадка в Миллерово. Удар с высоты 300 метров по войскам противника на Чире. Прямое зенитное попадание в днище и правый мотор. Эта машина была передана из 8-й эскадрильи. Пилот - гауптманн Кокотт.

26.11.1942:
3-я эскадрилья 27-й бомбардировочной эскадры, воспоминания Х.Райфа:
"В конце ноября пришли приказы на переброску из Конотопа. 26.11 около 16.00 всю группу погрузили в один товарный состав и часом позже отправили в Курск. В 22.00 после долгой стоянки прозвучало: "Выйти из вагонов!" Мы снова вернулись в исходную точку нашего путешествия. Остаток ночи мы, тепло укутанные и плотно упакованные, как селедки, провели на соломе в наших вагонах. Затем мы снова перетащили свои шмотки на старые квартиры."

В этот же день был ранен бортрадист Вернер Шмидт из 4-й эскадрильи после двух зенитных попаданий в правое крыло над Калачом.

27.11.942:
Представление №27 на награждение "Почетным кубком":
Унтер-офицер Отто Буркхард из 5-й эскадрильи 27-й бомбардировочной эскадры совершил в качестве бортстрелка 182 боевых вылета, проявив мужество и мастерство. Особенно можно отметить следующие моменты:
1. Унтер-офицер Буркхардт участвовал в 10 налетах на английские гавани и нескольких массированных налетах на английские промышленные центры;
2. С февраля по март 1942 Буркхардт 14 вылетал на снабжение Холма и других опорных пунктов юго-восточнее озера Ильмень. Своим метким огнем он подавлял сильную вражескую ПВО;
3. Во время ночного налета 29.03.42 на трассу восточнее озера Ильмень, экипаж Буркхардта совершил вынужденную посадку. Несмотря на вражеский обстрел, Буркхардт со своим экипажем смоге через озеро Ильмень уйти к своим;
4. При налете 24.7.42 железную дорогу южнее Иловлинской, самолет был атакован 5 вражескими истребителями. Унтер-офицер Буркхардт сразу же осознал опасность, вместе с радистом и механиком вел непрерывный огонь, удерживал врага на безопасном расстоянии, а потом вынудил его отойти;
5. В оборонительном сражении у Воронежа Буркхардт в короткий промежуток времени совершил 25 вылетов, проявив высокую боеспособность и боевой дух;
6. Унтер-офицер Буркхардт 75 раз днем и ночью летал на Сталинград и тыловые коммуникации противника.

29.11.1942:
Представление №29 на награждение "Почетным кубком":
Фельдфебель Гюнтер Баумгартен из 2-й эскадрильи 27-й бомбардировочной эскадры совершил в качестве наблюдателя 168 боевых вылетов, особенно при этом отличившись. Особенно можно отметить следующие моменты:
1. Штурмовой авианалет 11.05.1940 на моторизованную колонну англичан на шоссе Антверпен-Бреда. Противнику были причинены большие потери в людях и технике;
2. Одиночный налет 16.06.1940 в утренних сумерках на мост через Луары у Тура, который был сильно поврежден в результате прямого попадания и мог больше использоваться для отхода французами;
3. В ночь с 28 на 29.07.1940 с большим успехом был атакован Бристоль. Зенитным огнем был поврежден левый мотор и самолету на обратном пути пришлось сесть на воду в Канале между Шербуром и Портлендом. После 13 часов в море экипаж был спасен;
4. 28.06.1940 при штурмовом налете на станцию Ленинск у Воронежа в несколько заходов был полностью разгромлен товарный состав.
Фельдфебель Гюнтер Баумгартен всегда готов к бою, отлично подготовлен как наблюдатель, грамотно следит за полетом и хорошо использует вооружение.

Представление №107 на награждение "Почетным кубком":
Обер-ефрейтор Вальтер Хофманн из 9-й эскадрильи 27-й бомбардировочной эскадры совершил в качестве бортмеханика 205 боевых вылетов в России, проявив мастерство и мужество. Особенно можно отметить следующие моменты:
1. 22.06.1942 во время налета на войска противника у Комиссаровки 5 вражеских истребителей попытались воспрепятствовать действиям звена. Обер-ефрейтор Хофманн метким огнем отогнал истребители, что позволило продолжить боевое задание;
2. 30.06.1942 после удачного налета на станцию Старый Оскол самолет был атакован 2 вражескими истребителями. Меткий огонь Хофманна отогнал противника;
3. 13.07.1942 обер-ефрейтор Хофманн участвовал в налете на аэродром в Форштадте в южной части большой излучины Дона. Задача выполнялась силами двух звеньев. При очередном заходе появились вражеские истребители. Заградительным огнем двух звеньев 3 из них были сбиты. Обер-ефрейтор Хофманн участвовал в этом успехе.

Представление №108 на награждение "Почетным кубком":
Унтер-офицер Карл Бранд из 9-й эскадрильи 27-й бомбардировочной эскадры совершил в качестве бортрадиста 186 боевых вылетов в России, проявив мужество и мастерство. Особенно можно отметить следующие моменты:
1. 22.06.1942 во время налета на войска противника у Комиссаровки 5 вражеских истребителей попытались воспрепятствовать действиям звена. Метким огнем унтер-офицер Бранд и бортмеханик отогнали истребители, что позволило продолжить боевое задание;
2. 30.06.1942 после удачного налета на станцию Старый Оскол самолет был атакован 2 вражескими истребителями. Своевременно открытым огнем унтер-офицером Брандом бортмехаником вражеские атаки остались без успеха;
3. 13.07.1942 унтер-офицер Бранд участвовал в налете на аэродром в Форштадте в южной части большой излучины Дона. Задача выполнялась силами двух звеньев. При очередном заходе появились вражеские истребители. Заградительным сосредоточенным огнем двух звеньев 3 из них были сбиты. Унтер-офицер Бранд участвовал в этом успехе.

Потери за 30.11.42:
1) Хе-111 Н-6, 12-я эскадрилья, номер 1G+LW, боевой вылет, безвозвратная потеря, старт в Уразове. Упал у Калача, причина неизвестна. Экипаж унтер-офицера Шпиталера (5 человек) пропал без вести.

(Далее инструкции экипажам Хе-111 Н-6 от декабря 1942 по действиям в различных чрезвычайных ситуациях - остановка моторов, полет на одном моторе. жесткая посадка, вынужденная посадка, посадка на воду)


Разведывательный бюллетень №16:
Разведбюллетени Люфтваффе готовились Командованием Люфтваффе "Восток" и содержали в себе разнообразные сведения о ситуации в русских ВВС. Здесь были допросы пленных, состав и оценки вражеских сил и т.п. Пункт 7 назывался "Боевое применение, тактика и вооружение" и предназначался для ознакомления летным персоналом, а также наземными аэродромными частями:
"При подготовке экипажей на Лагг-5 изучаются следующие элементы: атака на Ю-88 проводится двумя истребителями одновременно справа и слева сверху или снизу под углом 30 градусов. Главные цели - пилот и моторы.
При атаке на Хе-111 сначала подавляется бортстрелок, потом с короткой дистанции открывается огонь на поражение. В воздушном бою истребитель должен нападать сверху и добиваться эффекта внезапности.
При атаке на соединение бомбардировщиков основная масса истребителей идет в атаку, а небольшая часть - обеспечивает прикрытие и сопровождение боя, не ввязываясь в него.
Новой тактикой налета штурмовиков являются непрерывные заходы на одну цель в течение часа. Эта тактика показала себя лучше прежней во время боев за Ржев. Хотя непрерывный штурмовой налет наносит довольно слабые потери противнику, он вынуждает его, особенно расчеты орудий, прятаться в укрытиях и, тем самым, ослабляет огонь обороны противника. Такие налеты осуществляются в пикировании с высоты 800 метров, на высоте 400 метров выпускаются бомбы и РС, открывается огонь из бортового вооружения. Потом пикирование переходит в бреющий полет. При появлении истребителей, штурмовики становятся в оборонительный круг."


Отчет о состоянии 27-й бомбардировочной эскадры на 30.11.1942
Tags: luftwaffe, ноябрь 1942
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments